Рабочая программа сообщества по изобразительной деятельности «Волшебные краски»
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №161 ОАО «РЖД»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ЧДОУ
«Детский сад №161 ОАО «РЖД»
____________ О.Б.Михальская
Рабочая программа сообщества
по изобразительной деятельности
«Волшебные краски»
Руководители сообщества:
Кисаретова И.С
Щербакова Л.С
Г. Барабинск
Сообщество «Волшебные краски» в старшей логопедической группе
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
•
Методы и приёмы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:
- Создание игровой ситуации.
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Сравнение двух техник.
- Рассматривание репродукций картин.
- Чтение и заучивание художественной литературы
- Проговаривание последовательности работы.
Перспективный план работы кружка
«Волшебные краски» в старшей логопедической группе
Тема занятия |
Техника рисования |
Задачи |
Материал |
|
Сентябрь |
||||
«Лужок с одуванчика ми» |
Рисование поролоновым тампоном и ватными палочками. |
Продолжать знакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном и ватными палочками, развивать чувство цвета. |
Тонированные листы светло-голубого и светло- зеленого цветов. Гуашь, кисти, поролоновые тампоны, ватные палочки. Влажные салфетки, фартуки. |
|
«Воспомин ания о лете или полевые цветы». |
В технике ленивый рисунок |
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
Краски, гуашь, кисти; тонированные листы светлых тонов формата А4, поролоновые тампоны, печатки. |
|
«Веселые цыплята». |
Рисование пальчиками |
Знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования- пальчиками. Уточнить приемы рисования точек. Учить рисовать цыплят, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. |
Картинка с изображением цыплят и курицы, ½ альбомного листа зелёного цвета, гуашь жёлтая, спички для прорисовывания клюва и лапок, салфетки. |
|
Коллективн ая работа «Осенняя береза» |
Рисование пальчиками |
Познакомить детей с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь к Родине через познание родной природы. |
Лист ватмана с изображением березы, опавшие листья березы желтого цвета, гуашь желтого, зеленого, красного цвета, влажные салфетки. |
|
Октябрь |
||||
«Парад хризантем» |
Рисование зубными щётками |
Учить рисовать необычным материалом (зубными щётками). Совершенствовать навыки рисования поролоном. Продолжать развивать чувство композиции. |
Ватман, зубные щётки, гуашь, поролон, вода |
|
Коллективн ая работа «Клен осенью» |
Печатание листьями |
Продолжать знакомить с новыми нетрадиционными техниками рисования. Познакомить с теплыми цветами: красный, желтый, оранжевый. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осень золотая». Воспитывать интерес к красивым явлениям природы. |
Тонированный голубой лист ватмана, желтая, красная гуашь, кленовые листья, иллюстрации с изображением осени и листьев. |
|
«Ёжик» |
Рисование |
Продолжать учить детей работать с |
Гуашь чёрная, вилки |
|
|
одноразовыми вилками. |
гуашью; закреплять умения узнавать и называть цвет, способствовать проявлению интереса к экспериментированию. Развитие мелкой моторики рук. Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, проявлять самостоятельность. |
одноразовые, ватные палочки, заготовленные шаблоны с изображением ёжика. |
|
«Грибы большие маленькие» |
Рисование с использованием кофе, манки |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы, кофе |
Манная крупа, кофе, клей, силуэты грибов, альбомный лист |
|
Ноябрь |
||||
Коллективн ая работа «Осенний букет». |
Рисование осенними листьями. |
Продолжать учить детей работать с гуашью; закреплять умения узнавать и называть цвет, способствовать проявлению интереса к экспериментированию. Развитие мелкой моторики рук. Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, проявлять самостоятельность. |
Альбомный лист, гуашь желтого и красного цветов, широкая кисть, листья, баночка с водой, подставка под кисть, мольберт, ватман с изображением вазы. |
|
«Рябинка для белочки» |
Рисование пластилином. |
Учить детей лепить ягоды рябины. Познакомить детей со способом лепки (приплющивание, размазы- вание). Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности. |
Пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, игрушка – белочка. |
|
«Весёлая гусеница» |
Печатание пробками |
Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. |
Гуашь, вода, листья, ватман (альбомные листы А4) |
|
«Яблоки для ёжика» |
Оттиск поролоном |
Познакомить детей с техникой рисования «оттиск поролоном». Формировать умение выполнять рисунок, используя трафарет. Закрепить знание детьми основных цветов (красный, желтый, зеленый). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к животным, аккуратность в работе с красками. |
Игрушка ежик, газета, трафареты на каждого ребенка «яблоко», листы бумаги, гуашь желтого, красного и зеленого цветов; кусочки поролона, баночка с водой, салфетки влажные, игрушка мишка. |
|
Декабрь |
||||
«Елочка пушистая». |
Рисование крупами. |
Воспитывать у детей чувство радости к приближению Нового года. Способствовать проявлению интереса к экспериментированию. Формировать познавательный |
Крашеная рисовая крупа, тонированая бумага, клей, кисти, салфетка. |
|
|
|
интерес к изобразительному творчеству. |
|
Коллективн ая работа «Елочка» |
Рисование ладошками, пробками от бутылок. |
Учить передавать образ елок, их строение и форму; воспитывать бережное отношение к природе. |
Лист ватмана, гуашь зеленая, красная, желтая, белая, иллюстрации с изображением елок. |
«Снежные тучки». |
Рисование пальчиками, бумажными комочками. |
Развивать игровую деятельность. Развивать моторику рук, следить за правильной осанкой. Воспитывать художественный вкус. |
Бумага размером 1/2 альбомного листа с изображением тучки, гуашь белого цвета. |
«Зимние узоры» |
Рисование солью, клеем |
Познакомить с нетрадиционным приемом рисования (рисование солью, клей ПВА.) |
Альбомный лист, тонированный в голубой цвет и с нарисованным силуэтом узора; соль, клей, кисти, подставки под кисти; баночки с водой; салфетки. |
Январь |
|||
«Разноцвет ные шишки» |
Рисование пробками. |
Расширять представления о характерных особенностях зимней природы; расширять представления о деревьях; закреплять представления о диких животных. |
Шишки, вырезанные из бумаги, разноцветная гуашь, печатки, влажные салфетки. Ёлки, игрушка - белка, корзинка с шишками. |
«Птичкам голодно зимой» |
Рисование ватными палочками. |
Учить способу примакивания нетрадиционной формой рисования; развивать у детей чувства сопереживания к пернатым. Развивать сенсорное восприятие, чувство размера, количества, цвета. |
Одноразовые тарелки, ватные палочки, гуашь красного цвета, салфетки. |
«Зимнее чудо снежинки» |
Рисование ватными палочками. |
Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Прививать аккуратность и опрятность. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. |
Снежинки, гуашь белого цвета, ватные палочки, листы тонированной синей бумаги (или синий картон), на которых схематично изображены снежинки. Стаканчики с водой, салфетки. |
Февраль |
|||
«Сарафаны для матрешек» |
Рисование ватными палочками. |
Формировать положительное отношение к русской народной игрушке (матрешке); учить различать по форме, цвету, узору. Развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира. Учить детей изображать в нетрадиционной технике «горошек». Рисование ватными палочками. |
Игрушка-матрешка, картинка с изображением матрешек, магнитная доска, ватные палочки, бумага, гуашь. |
«Воздушны е шары». |
Рисование поролоном. |
Закрепить название желтого, зеленого, красного, синего цвета. Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук. |
Воздушные шары, вырезанные из альбомного листа, мольберт, гуашь желтого, зеленого, красного, синего цветов в мисочках; |
|
|
|
магнитофон с записью песни «От улыбки станет всем светлей»; надутые воздушные шарики на каждого ребенка. |
«Мой весёлый, звонкий мяч». |
Рисование ватными палочками. |
Формировать умение изображать круглые двухцветные предметы (мяч); учить замыкать линию в кольцо. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность рисунка. |
Листы бумаги квадратной формы, мяч, гуашевые краски (по два цвета), ватные палочки, банки с водой, салфетки. |
«Галстук для папы». |
Рисование зубными щетками. |
Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Прививать аккуратность и опрятность. |
Заготовка галстука из цветного картона по количеству детей, цветные пуговицы разного диаметра, заранее приготовленный нарядный галстук, гуашь, салфетки, зубные щетки. |
Март |
|||
«Первые цветы для мамы» |
Рисование пластиковыми вилками |
Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования; учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики и ладошки; Продолжать учить детей проводить прямые линии; Закреплять знания цвета (желтого, зеленого); Развивать моторику рук. |
Лист бумаги формат А4, желтая, гуашь, иллюстрации цветов – подснежников, салфетки (влажные, бумажные), одноразовые вилки. |
Коллективн ая работа «Мы рады солнышку». |
Рисование ладошкой |
Дать представление о том, что для всего живого на Земле нужно Солнце. Привлекать детей к созданию коллективной работы с использованием нетрадиционного способа рисования - ладонью; |
Ватман с изображением солнышка, гуашь желтого цвета, влажные салфетки. |
«Котенок» |
Рисование пальчиками |
Учить детей раскрашивать животных пальчиковым способом. Закреплять умение детей рисовать пальчиками. Расширять знания детей о домашних животных. |
Игрушка-котенок, иллюстрации, рисунки котят, альбомный лист с нарисованным контуром котенка, гуашь черная, зеленая, красная, салфетки. |
«Одуванчик и – цветы, словно, солнышки желты». |
Рисование поролоном. |
Обобщить и расширить знания детей о нетрадиционной технике рисования. Познакомить детей с первыми весенними растениями. Продолжать учить детей рисовать гуашью цветы, используя прием - тычкования. Закрепить цвета: желтый и зеленый. Учить детей располагать цветы по всему листу бумаги. Воспитывать у детей активность, аккуратность, самостоятельность. |
Тонированная бледно- зелёная бумага (формат А), кисти, подставка, розетки с желтой гуашью, мокрая губка, тампоны из поролона, салфетки: влажная и сухая. |
Апрель |
|||
«Я веселый |
Рисование |
Воспитывать любовь к живым |
1/2 альбомного листа, гуашь |
осьминожка» |
ладошкой |
существам. Учить внимательности и аккуратности. Развивать моторику рук. |
розового и голубого цветов, фломастер. |
«Морское царство» |
Кляксография, выдувание трубочкой, матрица |
Развивать воображение и фантазию, пользоваться различными техниками рисования. Воспитывать желание оказывать помощь. |
Тонированные листы, кисть, гуашь, трубочки, матрицы, вода, салфетки. |
«Божья коровка» |
Рисование картофелем |
Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. |
Листы бумаги в виде цветов; картофель, ватные палочки, гуашь красного и черного цветов, салфетки на каждого ребенка. |
«Петушок» |
Рисование ладошкой. |
Воспитывать аккуратность в работе с ножницами и клеем. Воспитывать любовь к животным. Создавать положительный эмоциональный настрой. |
Шаблоны гребешка, бородушки, крыльев; кружочки красного, жёлтого, чёрного цветов (для глаз и украшения хвоста и крыльев); простые карандаши, треугольники жёлтого цвета (для клюва), клей- карандаш, белые альбомные листы размером 21х21 см, салфетки, клеёнки. |
Май |
|||
«Одуванчик и» |
Рисование мыльными пузырями |
Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. |
Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. |
«Сирень» |
Рисование мятой бумагой |
Учить комкать бумагу. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой; способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Половинки листов для сминания, гуашь зеленого, сиреневого и белого цветов в мисочках, листы А4 голубого цвета. |
«Чудо- дерево» |
Коллаж |
Продолжать учить технике коллажа, дорисовывать необходимые детали, развивать фантазию. |
Картинки, фантики, альбомный лист бумаги, карандаши, клей. |
«Цветочная поляна» |
Рисование пробками, пластиковыми бутылками |
Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. Формировать умения рисовать гуашью, передавать в рисунке особенности внешнего вида цветка. Развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения. Воспитывать |
Тонированный альбомный лист, небольшие пластиковые бутылки, пробки, ватные палочки, кисти, гуашь, салфетки. |
|
|
заботливое отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность во время работы. |
|
Список литературы:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). М.: Просвещение, 1985.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с..
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., ТЦ Сфера, 2004. – (Серия «Вместе с детьми»).
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007
- Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей). – М., Просвещение, 1973.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
- Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2