Главная Нетрадиционные… Диагностика уровня…

    Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации технологии нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста.

    Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

    Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

    Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.

    Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения. Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).

    Цель проведения мониторинга: Выявить уровень художественного развития детей, а так же определить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

    Характер диагностики: естественный педагогический.

    Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений. Обследование проводилась по четырём критериям (в основу, которой легла педагогическая методика Комаровой Т.С.):

    • Оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения.
    • Оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес).
    • Оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации).
    • Оценка творческого воображения.

    Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста за 3 учебных года.

    Методика Комаровой Т.С.

    Анализ продукта деятельности

    1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 

    2. Передача формы: 

    высокий уровень – форма передана точно;

    средний уровень – есть незначительные искажения;

    низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

    3. Строение предмета:

    высокий уровень – части расположены верно;

    средний уровень – есть незначительные искажения;

    низкий уровень – части предмета расположены неверно.

    4. Передача пропорций предмета в изображении:

    высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

    средний уровень – есть незначительные искажения;

    низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 

    5. Композиция.

    А) расположение на листе:

    высокий уровень – по всему листу;

    средний уровень – на полосе листа

     низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. 

    Б) отношение по величине разных изображений:

    высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    средний уровень – есть незначительные искажения;

    низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно. 

    6. Передача движения:

    высокий уровень – движение передано достаточно четко;

    средний уровень – движение передано неопределённо, неумело

    низкий уровень – изображение статическое.

    7. Цвет.

    А) цветовое решение изображения:

    высокий уровень – реальный цвет предметов

    средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

    низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

    Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    высокий уровень – многоцветная гамма; 

    средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); 

    низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 

     

    Анализ процесса деятельности.

    1. Характер линии:

    А) характер линии:

    высокий уровень – линия прерывистая 

    средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) 

    низкий уровень – слитная 

    Б) нажим: 

    высокий уровень– сильный, энергичный 

    средний уровень – средний 

    низкий уровень – слабый 

    В) раскрашивание: 

    высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура 

    средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура 

    низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

    Г) регуляция силы нажима: 

    высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

    средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура 

    низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

     2. Регуляция деятельности. 

    А) отношение к оценке взрослого:

    высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

    средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

    низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) 

    Б) оценка ребёнком созданного им изображения: 

    высокий уровень – адекватна 

    средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) 

    низкий уровень – отсутствует 

    3. Уровень самостоятельности: 

    высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; 

    средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

    низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 

    Творчество.

    - Самостоятельность замысла

    - Оригинальность изображения

    - Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

     

    Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.

    Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. 

    Анализ результатов выполнения задания. 

    Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. 

    Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.) 

    Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

     

         Вывод: за период 2021-2024 год наблюдается положительная динамика усвоения программного материала детьми в области художественно-эстетического развития. Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. 

         Таким образом, на основе применения педагогической технологии видно, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

    • Обо мне
    • Новости
    • Родителям
      • Выступление на родительском собрании: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
      • Выступление на родительском собрании: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Новая страница
    • Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
    • Самообразование
    • МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
      • МОИ ГРАМОТЫ И БЛАГОДАРНОСТИ
    • Нетрадиционные техники рисования
    • Транслирование опыта профессиональной деятельности
    • Методическая копилка
    • Обо мне
    • Новости
    • Родителям
      • Выступление на родительском собрании: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
      • Выступление на родительском собрании: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»Новая страница
    • Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
    • Самообразование
    • МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
      • МОИ ГРАМОТЫ И БЛАГОДАРНОСТИ
    • Нетрадиционные техники рисования
    • Транслирование опыта профессиональной деятельности
    • Методическая копилка
         
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © lilia-89.ru